Название
|
Цель технологии
|
Преимущества технологии
|
Ограничения
|
Технология разноуровневого обучения
|
Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
|
1.Решение проблемы перегрузки учащегося при максимальном использовании его возможностей. 2. Возможность акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. 3. Достижение базового уровня всеми учащимися. 4. Ориентация на особенности субъектного опыта школьников. Снятие отрицательной направленности учащихся к образовательному процессу.
|
1. Возможности школы (наличие аудиторного фонда, преподавателей). 2. Реальность требований к уровню образовательной подготовки в разных группах. 3. Владение учителем групповой динамикой в рамках работы с учащимися одного уровня.
|
Технология модульного обучения
|
Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
|
1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах. Учебный модуль (законченный блок информации, целевая программа действий ученика, рекомендации учителя). 2.Базируется на деятельностном принципе: учебное содержание осознанно усваивается тогда, когда становится предметом активных действий учащегося. 3. Строится на идеях развивающего обучения: то, что сегодня ученик сделал с помощью других, завтра сможет сделать сам. 4. Программированное обучение. (Г. Оптимизация процесса обучения: достижение наилучшего результат с наименьшей затратой сил, времени и средств.
|
1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности. 2. Материальные возможности образовательного учреждения. 3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.
|
Технология проблемного обучения
|
Содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.
|
1. Развитие авторской позиции ребенка в ОП: преодоление посильных трудностей. 2. Целостная включенность ребенка в ОП: его опыт служит важнейшим источником учебного познания. 3. Педагог - организатор самостоятельного учебного познания учащихся. 4. Ролевое участие обучающихся в ОП: самостоятельное выполнение ими педагогических функций: планирование самостоятельной работы учащихся на учебным материалом, изложение нового учебного материала, контроль, учет коррекция учебной работы и т.д.
|
1. Необходимость уделять больше времени на изучение учебного материала в сравнении с традиционным обучением. 2. Возможность слабой отработки практических умений и навыков учащихся.
|
Технология педагогичес ких Мастерских
|
Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимая других людей, закономерностей мира.
|
1. Получение учащимся знаний через свой личный опыт. 2. Для методов характерны: отношению к ученику как к себе равному, ученик в коллективном поиске приходит к построению знания с помощью самостоятельного решения творческих задач. 3. Мастерская включает в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Школьники свободны в выборе способов выполнения задания. 4. Основу работы составляют алгоритмы для типичных надпредметных задач. 5. Миссия учителя-мастера состоит в разблокировании способностей ребенка, в создании условий для раскрытия и реализации его творческого потенциала. 6. Позиция преподавателя-мастера состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
|
1. Увлечение преподавателями либо индивидуальной работой школьника, либо групповой работой учащихся. 2. Недостаточный уровень сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений. 3. Большие трудовые и временные затраты преподавателя в процессе подготовки карточек, таблиц, схем, справочного материала для учащихся.
|
|
Технология проведения учебных дискуссий.
|
Развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
|
1. Учебная дискуссия диалогична по сути - и как форма организации обучения, и как способ работы с материалом. 2. Дискуссия стимулирует инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. 3. Применение дискуссии рекомендуется, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем. 4. Взаимодействие в дискуссии строится на содержательно направленной самоорганизации участников. 5. Сущностной чертой дискуссии является диалогическая позиция педагога. 6. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
|
1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии. 2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений ведения дискуссии.
|
|
Дальтон-технология
|
Обеспечить индивидуализирова иное развитие учащегося; обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
|
1. Дальтон-план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на 3 принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество, объединенных ведущим принципом - принципом гуманизма. 2. Дальтон-план включает в себя задания, лабораторию и «дом». Содержательная основа - задания, в которых определена задача (проблема); формулируются на уровневой основе. Лаборатория - это время в расписании учащихся, отведенное для самостоятельной работы. «Дом» - это условия, приближенные к домашней свободе. 3. Формы реализации: классное учебное занятие, коллективный урок, лабораторное занятие, конференция. 4. Возможность реализации в условиях классно-урочной системы.
|
1. Материальные условия: рабочие уголки, кабинеты. 2. Организационные условия: разработка определенных правил. 3. Готовность преподавателя к изменению своих функций: переход от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика. 4. Недостаточная мотивация преподавателей, учащихся и их родителей. 5. Большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу обучающихся.
|
|
Технология развития критического мышления
|
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
|
1. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. 2. Технология служит основой для проблемно-модульного обучения. 3. Критичность мышления раскрывается через показатели: оценка (Где ошибка?), диагноз (В чем причина?), самоконтроль (Каковы недостатки?), критика *Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы), прогноз (Постройте прогноз).
|
1. Подготовка специального содержания текстов. 2. Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
|
|
Технология проблемно-модульного обучения
|
Развитие критического мышления учащихся, их рефлексивных способностей
|
1. Интегрирование и дифференцирование содержания обучения посредством группировки проблемных модулей учебного материала (проблемный модуль состоит из 12 взаимосвязанных блоков). 2. уществление учащимся самостоятельного выбора того или иного варианта курса в зависимости от уровня обучённости и индивидуального темпа. 3. Акцентирование работы преподавателя на консультативно-координационной функции управления индивидуальной учебной деятельностью учащихся. 4.Основана на 3 принципах: -принцип системного квантования ориентируется на «сжатие» учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация), - принцип модульности предполагает фиксирование учебной информации и учебных действий учащихся в виде модулей, - принцип проблемности - целенаправленное создание учебной ситуации на поиск ошибок.
|
1. Большие затраты времени преподавателем на подготовку содержания модульных программ. 2. Недостаточный уровень готовности учащихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
|
Технология проектного обучения
|
Создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников; учатся ими пользоваться; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.
|
1. В центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей. 2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к обучению. 3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития. 4. Комплексный подход в разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся. 5. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. 6. Ведущая форма обучения - имитационная игра.
|
1. Низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии. 2. Низкая мотивация учащихся к участию в проекте. 3. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности. 4. Нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
|
Технология учебной деловой игры.
|
Обучение принятию решений.
|
1. В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. 2. Учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. 3. Игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. 4. Учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.
|
1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной игры. 2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений подготовки и ведения учебной игры.
|
|