Понедельник, 23.07.2018, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей начальных классов

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектирование современного урока в условиях реализации стандартов с позиции системно - деятельностного подхода.

 

 Проектирование современного урока в условиях реализации

стандартов с позиции системно - деятельностного  подхода.

Ча Людмила Николаевна, учитель начальных классов.

МБОУ «СОШ№19», г.Черногорск.

 

Ни одно действие педагога не должно

стоять в стороне от поставленных целей

А.С. Макаренко

                                   

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего  учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

Технологический процесс подготовки урока современного типа  по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:  определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы учащихся;       определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако  теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.  Причем деятельность учащегося представлена в  трех аспектах: познавательной,   коммуникативной и регулятивной.  

  Каков же алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований новых ФГОС?

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок  

 обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике  системно-деятельностного подхода к образованию?  

Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Задачи позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока  формируются какие метапредметные результаты.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;
  • рефлексивно-оценочный

Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Приведу пример по теме: « Умножение натуральных чисел и его свойства». Урок открытия «нового» знания.

Цели личностного развития:

• Развитие логического и критического мышления, культуры речи;

• Воспитание качеств личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения;

• Формирование качеств мышления, необходимых для дальнейшего обучения.

Цели метапредметного развития:

• Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;

• Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики.

Задания учащимся на уроках математики по рефлексии, их деятельности должны помогать   найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

         Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.  Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

 

 

 

Литература

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

3. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

4. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - № 7.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ygt (24.03.2015)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Цитата дня
Кого можно считать умным? Того, чьи планы в большинстве случаев осуществляются. Абуль-Фарадж
Поиск по сайту
Часы

Copyright MyCorp © 2018