Понедельник, 23.07.2018, 06:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей начальных классов

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Создание мотивационной среды на уроке как способ формирования положительной и устойчивой мотивации

Колодкина Ольга Анатольевна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

МБОУ «СОШ № 7», г. Абакана

e-mail:  ikolodkina@rambler.ru

 

“Личность – звено между

мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

 

Создание  мотивационной  среды    на уроке  как  способ  формирования   положительной  и   устойчивой мотивации

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда, какой бы ни был огурец, он просолится. Как создать такой «рассол»?  Что взять за его основу? Огурчики – наши  ученики,  ну  а  рассол – педагогический  инструментарий  учителя.  Смысл деятельности  и    искусства  учителя   в  умении   создать  мотивационную  среду  как  площадку   для  личного  роста  и  успеха   каждого  ученика  на  уроке.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной  и   устойчивой мотивации к учебной  деятельности считаю групповую  форму  учебной деятельности. Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться   выполнять свою часть работы, не подвергнувшись критике   со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Вот пример    создания  мотивационной  среды  на  уроке  через  проблемную  ситуацию,  которая  является  личностно – значимой  для  каждого  ученика,  в  рамках  современных  образовательных  технологий. (Это комментарий к уроку) 

Урок литературного  чтения в 3-м классе. Тема:  Е.А.Пермяк  «Некрасивая  ёлка»

Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Гость урока Г. Х. Андерсен.

- Андерсен:   Друзья,  помогите  мне  понять,  почему   Евгений  Пермяк,  мой  русский  коллега,  назвал  сказку  «Некрасивая  ёлка»

 

 -Дети:  т.к.  Ёлка  была  некрасивая  и  зачитывают  описание  в  сказке.

 - Андерсен:  Ребята,  вы  все  так  считаете?

 

  - Дети. – НЕТ!

 

 - Андерсен: А  какая  она  была?  (ребята  зачитывают,  какой  стала  Ёлка).

 

Андерсен: Дети,  я  теперь  в  растерянности.  Всё-таки  ёлка  была  красивая  или  некрасивая?  Как  понять?  Как  разобраться?

 

 - Учитель: Уважаемый,  господин  Андерсен,  наши  дети  умные,  добрые  и  смекалистые  они  обязательно  во  всём  разберутся!  А  Вас  мы  приглашаем  к  нам  на  урок и  вы  во  всём  убедитесь  сами! 

- Учитель:  Что  появилось  на  нашем  уроке?  (обращаясь  к  таблице)

Дети. Противоречие,  проблема.

- Учитель: Да,  на  нашем уроке возникла проблема, вопрос, противоречие, которое нам необходимо разрешить. Дойти до истинны,   всё  таки  ёлка – красивая или некрасивая. По ходу работы с текстом мы будем заполнять таблицу, отвечая на вопрос,  какая ёлка?

ЁЛКА

НЕКРАСИВАЯ

КРАСИВАЯ

Кривая

Скромная

Однобокая

Молчаливая

Дурнушка

Задумчивая

 

Благородная

 

Добрая

 

Настоящая

 

Известно, как неодинаков, бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения.

В своей практике использую приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

 

«Удивляй»

«Интеллектуальная разминка»

«Сними информацию»

«Раскодируй»

«Прочитай геометрический рисунок»

«Задай соседу вопрос»

«Объединяй по общему признаку»

«Найди ошибку»

        «Практикуй!»

          Найди лишнее и аргументируй»

       «Найди недостающий факт для достоверности» 

Педагог должен понимать то, какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Главным условием является включение учащихся в осуществление той или иной деятельности на уровне понимания, опыта, переживания. Участие в деятельности должно быть желаемым, заинтересованным. Роль учителя должна состоять в необходимой поддержке учащегося и создании условий для получения им необходимых знаний, организовать рефлексию проделанной работы, комментировать деятельность учащихся. Учитель это управляющий процессом обучения, а точнее усвоением умений и навыков, необходимых учащимся для активного и самостоятельного познания мира, его прошлого и настоящего.

 Важнейшие навыки, которыми должен овладеть ученик - это навыки общения, коммуникабельности и толерантности лучше всего формируются в ходе применения интерактивных технологий обучения: диспутов, семинаров, дискуссий, работы в группах.

Такие уроки с использованием интерактивных технологий обучения позволяют создавать именно ту мотивационную среду, которая наилучшим образом способствует раскрытию творческих, организаторских способностей учащихся, а также позволяет определить уровень знаний учащихся по определенной теме.

Группа по отношению к каждому её члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающем весь внешний мир. Опыт (знания и умения), который он приобрел в группе он сможет перенести во внешний мир и успешно использовать его".

На уроках окружающего мира, если нужно, чтобы учащиеся не только хорошо усвоили материал, но и подготовили творческие работы, на дом дается несколько дополнительных заданий, которые также оцениваются учителем в процессе урока, например, подобрать эпиграф к данной теме, подготовить "боевой листок по одной из проблем темы". В ходе подготовки этих заданий ребятам приходится посидеть в Интернете, в библиотеке, что также расширяет их знания по данной теме.

Таким образом, анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра целей традиционного процесса обучения, ориентированного на развитие интеллекта и традиционной роли преподавателя в этом процессе. Для обеспечения качественного процесса образования учитель должен стать в большей степени консультантом, чья задача – помочь учащемуся овладеть навыками, самостоятельно ставить цели и самостоятельно их достигать. При этом меняется и система методов обучения, и система оценки знаний, и принципы отношения к учащимся. Приоритеты смещаются в сторону развития мотивации и интереса к получению знаний, адекватной оценки собственных результатов и формирования умения учиться, которое, закладываясь в школе, сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Случай из жизни

 — Всё пробовали? — спрашиваю я.

— Всё! — уверенно говорит мать.

 —Упрашивала. Плакала. Орала. Договоры  составляли (это мне соседка

посоветовала, она в книжке прочла). С ремнём рядом стояла. Компьютер на

месяц выключала и телевизора лишала. К друзьям на двор не пускала. Ничего не помогает!

Заставить ребёнка учиться невозможно. Можно заставить на неделю, месяц, год, но заставить увлечься какой-либо деятельностью нельзя.

Рекомендации:

1.Учите ребёнка ставить цели и достигать их.

2.Учите школьника грамотно объяснять свои успехи и неудачи.

3. Учите ребёнка создавать себе стимулы – это поможет ему в жизни.

Это важно:

Интерес у детей в любом деле появляется тогда, когда у них что – то начинает

получаться.

 

 

 

Список литературы:

 

1.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006.,с.6-8

2.Далгатов М.М. Мотивация деятельности достижения в теориях казуальной атрибуции // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2006, №1., с15-20

3.Зелигман М. Как научиться оптимизму. М., 1997., 35-41

4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983, с 63-67

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ygt (24.03.2015)
Просмотров: 726 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Цитата дня
Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны. Чернышевский Н. Г.

Поиск по сайту
Часы

Copyright MyCorp © 2018