Четверг, 25.04.2024, 23:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей начальных классов

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Причины трудностей в решении текстовых задач и пути их преодоления у младших школьников»

Причины трудностей в решении текстовых задач и пути их преодоления у младших школьников

Трудности в решении составных задач начинаются с первого класса у детей, имеющих слабое логическое мышление, низкий уровень чтения и понимание прочитанного, неумение представлять читаемое в образах, незнание составных частей задачи: условия, вопроса, решения, ответа.

Поэтому следует начинать подготовку к решению задач в два действия уже с первых уроков решения простых задач в одно действие. Учить детей представлять наглядно-образно сюжет задачи и находить составные части задачи.

В этом помогут такие задания:

1. Задача или нет?    Найди задачу.   Докажи.

а) На клумбе распустились цветы. Какое многоцветье!

б) На клумбе распустилось 15 цветов. Все любовались ими.

в) На клумбе распустилось 15 цветов. Сколько цветов осталось?

г) На клумбе распустилось 8 ромашек и 9 гвоздик. Было очень красиво!

д) На клумбе распустилось 8 ромашек и 9 гвоздик. Сколько всего цветов распустилось?

 

- Какие части задачи есть? Каких нет? (Дополнительные вопросы к тексту в).

- А сколько нужно данных в условии задачи, чтобы она решалась?

 

При переходе в первом классе к решению задач в два действия дети в условии зачастую путают понятия «на 8 больше» и «8», «на 7 меньше» и «7». Например, в задаче «Саша решил 10 примеров, а Валя на 3 примера больше. Сколько примеров ребята решили вместе?». Дети понятие «на 3 больше» ассоциируют с понятием «3» и решают задачу в одно действие - 10+3=13 (п.). И такие ошибки повторяются с завидной регулярностью в любом первом классе. Чтобы устранить их, нужно прочно сформировать понятия «увеличить на» и «уменьшить на» наглядно.

Для этого можно использовать задания вида:

  1. Нарисуй 5 кругов, а треугольников на 3 больше. Сколько треугольников нарисовал? Здесь важен ответ на вопрос:

- Что значит «на 3 больше»? (это столько же, сколько кругов, 5, да еще 3). И дети наглядно видят, что 5 +3 – это треугольники, а не круги и треугольники вместе. Сколько кругов? Сколько треугольников? Сколько вместе кругов и треугольников?

      2. Нарисуй 8 огурцов, а помидоров на 2 меньше. Сколько помидоров? Что значит «на 2 меньше»? Важен ответ:

- Столько же, сколько огурцов, 8, но без двух.

     Сколько нарисовали огурцов? Сколько помидоров? Почему? Сколько вместе огурцов и помидоров?

         Следует проводить такие упражнения на начальном этапе часто, чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок.

           На первом этапе перехода задач в два действия помогает промежуточный вопрос, а затем основной. Например:

«Саша решил 10 примеров, а Валя на 3 примера больше. Сколько примеров решила Валя?

Сколько примеров решили ребята вместе? Или вписывание в краткую запись действия 10+3 вместо слов «на 3 больше»

Саша- 10 пр.              )

Валя – 10+3 (пр.)      )?

Конечно, это не решит всей проблемы у детей со слабым логическим мышлением, но облегчит ее на первом этапе. Ведь по определению психологов именно трудности в освоении математики вызывают у детей комплекс неполноценности, и наша задача – помочь ребенку справиться с этой проблемой.

Типичные ошибки:

а) решение задачи в два действия одним действием;

б) неумение увидеть и понять главный вопрос задачи;

в) при краткой записи задачи теряют некоторые данные.

И эти типичные ошибки помогает преодолеть систематическая работа по усвоению составных частей задачи.

Виды такой работы:

  1. Подбери к условию вопрос, обоснуй свой ответ.

 

                         Условия

                              Вопросы

1. В комнате на окне стояло 7 цветов, а на столе на 3 больше.

1.Сколько пассажиров было в автобусе?

2. В автобусе сидело 5 человек, вошло 7 человек, вышло 3 человека.

2. Сколько примеров решил Коля?

 

3. Петя решил 9 примеров, а Коля на 3 примера больше.

3.Сколько примеров решил Вася?

4. В вазе лежало 15 яблок, съели 6 яблок.

4. Сколько примеров  ребята решили вместе?

5. В соревнованиях участвовало 18 лыжников, 12 конькобежцев, а гимнастов на 10 меньше, чем лыжников и конькобежцев вместе.

5. Сколько цветов было в комнате?

 

6. Сколько осталось яблок?

 

7. Сколько было гимнастов?

 

8.Сколько всего спортсменов было на соревновании?

 

  1. Выбери верное утверждение:

а) Это задача.  Это не задача.

б) Найди задачу. Докажи.

в) Дополни условие задачи.

г) Какие части задачи есть? Каких нет?

- На уроке труда Миша вырезал 8 синих кругов и 9 желтых. Сколько всего кругов вырезал Миша?

- На уроке труда Миша вырезал 17 кругов. Какой молодец!

- На уроке труда Миша вырезал 8 синих кругов и 9 желтых. Учитель похвалил Мишу.

- На уроке труда Миша вырезал 17 кругов. Сколько кругов он израсходовал на составление узора?

 

  1. Задача с лишним данным.

- В букете 9 желтых роз, красных роз на 4 меньше, чем белых. Сколько красных роз, если белых 10?

- Какое данное в тексте задачи лишнее? Подчеркни его. Придумай и запиши такой вопрос, чтобы для решения нужны были все данные задачи.

 

  1. Оцени два варианта решения задачи.

 

верно
 

 

неверно

 

  1. Найди неверное решение.
  2. Поставь вопрос и реши задачу.

- В одном ящике 8 кг помидоров, а в другом на 2 кг меньше.

7. Поставь разные вопросы и реши задачи.

- Коля читал книгу в понедельник 25 минут, а во вторник на 5 минут больше.

8. Выбери к задаче решение: 20+13 или (20+13) +20. Обоснуй свой ответ.

9. Составь задачу по решению: 17-9.

10. Выбери задачу к решению: 15+(15-6).

- В саду растет 15 кустов черной смородины, а красной на 6 меньше. Сколько кустов красной смородины растет в саду?

- В саду растет 15 кустов черной смородины, а красной на 6 меньше. Сколько кустов красной и черной смородины растет в саду?

11. Подбери к задаче подходящую схему:

 

_______________________                                           ________________/ _ _ _ _ _ _/

?

_____________/ _ _ _ _ _ _ /                                           _________________________

                         на 6 меньше

 

 

12. Исправь условие и реши задачу:

а) Костя купил 5 тетрадей в клетку, а остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку купил Костя?

б) По дороге едут 7 вертолетов, а самолетов- на 5 больше. Сколько самолетов едет по дороге?

в) Бабушке 9 лет, а внучке 4 года. На сколько лет  бабушка старше внучки?

13. Проиграть сюжет задачи наглядно там, где это возможно. Например, задача на движение. Учить детей представлять условие визуально.

14. Создавать коллизии «Найди ошибку». Дети любят исправлять ошибки героев мультфильмов, но не свои.

15. Необходимо составить памятку к работе над задачей.

- Прочитай задачу.

- О чем говорится в задаче? Что дано?

- Какой вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

(Идет поиск решения задачи под руководством учителя, а со временем и самостоятельно детьми).

16. Учить использовать план-вопросник по анализу (поиску решения) задачи.

17. Учить верно составлять схему или краткую запись задачи. По ней можно определить степень понимания задачи учеником.

18. Необходима постоянная отработка всех видов простых задач, так как все составные задачи содержат их.

19. Решение задач нельзя откладывать на конец урока.

        Задачи косвенного вида, обратные и все названные виды работ помогут ученикам более успешно решать составные задачи. Таким образом, система работы над задачей, проводимая с первого по четвертый класс, не только предупреждает ошибки в решении задач и повышает качество знаний. но и формирует позитивное отношение к математике и более успешное ее усвоение.

 

Литература

  1. Воронина, Л.В. « Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры»  , журнал «Начальная школа» №1, 2014 г.
  2. Петерсон, Л.Г., Липатникова, И.Г. «Устные упражнения на уроках математики» -  М., «Школа 2000+…», 2004 г.
  3. Русакова, С.Б. «Логико – поисковые задания», журнал «Начальная школа» №1, 2015 г.

     

Категория: Мои статьи | Добавил: ygt (08.04.2015)
Просмотров: 9350 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Цитата дня
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Белинский В. Г.
Поиск по сайту
Часы

Copyright MyCorp © 2024