Понедельник, 23.07.2018, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей начальных классов

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Фиксация и оценивание учебных достижений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий

Фиксация и оценивание учебных достижений школьников

средствами информационно-коммуникационных технологий


Долян Елена Ивановна,

учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 26»

г. Абакан, Республика Хакасия

Обучение как процесс взаимодействия преподавания и учения может быть эффективным только тогда, когда его цели определены диагностично, то есть таким образом, чтобы их достижение могло быть объективно обнаружено и оценено. Традиционно в отечественной дидактике проверялся и оценивался уровень запоминания и воспроизведения учебного материала, умение выполнять различные действия с его использованием – говорить на  иностранном языке, решать задачи, писать сочинения, пересказывать тексты, выполнять практические работы и прочее. В последние годы выдвигаются требования описывать результаты обучения в терминах поведения и деятельности – действий учащихся, свидетельствующих о наличии знаний, умений и навыков и способности их эффективно применять в различных сочетаниях в зависимости от конкретных условий решения интеллектуальной или практической задачи [1].

В соответствии с принципами реализации компетентностного подхода и требований ФГОС нового поколения к перечисленным учебным достижениям добавляется социальное и общепсихологическое развитие учеников, которое также необходимо диагностировать в ходе образовательного процесса, убеждаясь в том, что школа не только формирует знания, но и развивает, и воспитывает. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умения использовать знания в нестандартной ситуации, решать проблемы, а также сформированность устойчивых мотивов учения и деятельности, таких социальных качеств как чувство ответственности, моральные и этические нормы поведения и многих других. И, несмотря на то, что социальные и психологические результаты обучения весьма трудно оперативно обнаружить, измерить и оценить, перед каждым учителем сегодня ставится задача проверки и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической областях [5; 6].

Сегодня никого не требуется убеждать в том, что ученик – не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Однако ученик – особый субъект, деятельность которого надо организовать и направить. Являясь активным субъектом обучения, ученик остается объектом управления в рамках образовательной системе, а важнейшей для учителя становится задача обеспечить постепенное превращение учащегося из объекта управления в процессе обучения в субъекта управлением собственным самообучением, саморазвитием и самовоспитанием. Необходимо научить ученика учиться – осознавать свои потребности в знании, выбирать способы получения информации из различных источников, осваивать способы и приемы переработки этой информации с целью усвоения, развивать умения ею пользоваться. В этой связи особо актуальными руководствами к действию учителя становятся известные афоризмы «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А. Дистервег) и «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).

В этой связи принципиально изменяются функции фиксации (контроля) и оценивания учебных достижений. Функции «поймать на незнании и наказать за незнание» ушли в прошлое как неконструктивные и не решающие задач обучения. На их смену пришло понимание контроля и оценки как реализации задач «показать успехи в познании», «выявить трудности и объяснить их причины», «указать на незнание», «помочь найти пути преодоления незнаний». Таким образом, фиксация и оценивание учебных достижений приобрели новое понимание своих функций – проверочной (оперативное установление обратной связи), методической (правильно ли организовано обучение, соответствуют ли используемые технологии педагогическим задачам, полно ли реализуются принципы), формирующей (при подготовке к контролирующим процедурам происходит закрепление, обобщение, систематизация знаний, умений и навыков, «перенос» и трансформация информации), аналитической (самоконтроль учителем эффективности своей обучающей деятельности), оценочной (осуществление достоверной и объективной оценки результативности обучения), корректирующей (устранение в ходе проверки недочетов и пробелов в знаниях, умениях, навыках), стимулирующей (побуждение к закреплению успехов и исправлению недостатков), воспитывающей (формирование ценностного и рефлексивного отношения к обучению как к средству самопознания и самосовершенствования). При этом полностью должны быть устранены функции принуждения, запугивания и наказания [1].

Как же следует осуществлять фиксацию и оценивание учебных достижений учащихся, чтобы они выполняли перечисленные функции? Безусловно, во многом это зависит от специфики процесса обучения разным предметам. Но если речь идет о фиксации и оценивании сформированности у учащихся универсальных учебных действий (УУД), то есть ряд таких умственных действий, которые направлены на анализ собственной познавательной деятельности и управление ею и достижение которых строится вокруг умения учиться, то можно выделить комплексы средств и технологических приемов выявления (фиксации) и оценки метапредметных результатов обучения.

Эффективным средством осуществления фиксации и оценивания учебных достижений учащихся является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что принципиально меняет систему управления обучением. Внедрение ИКТ обеспечивает информатизацию школы в целом: оснащение ее современным компьютерным оборудованием, программами и доступом в телекоммуникационные сети и Internet, в результате чего позволяет родителям быть всегда в курсе успеваемости своего ребенка. Использование ИКТ на уроках облегчает работу педагогов, увеличивает скорость трансляции учебной информации от учителя к ученикам, расширяет возможности доступа к учебной информации, оптимизирует образовательный процесс, позволяет ученикам быстрее адаптироваться к информационным технологиям и быстрее получать знания, упрощает систему контроля за деятельностью учеников и уровнем усвоения учебного материала.

В рамках реализации в нашей школе ФГОС нового поколения разработке адекватных методов и средств системы фиксирования и оценки достижения планируемых результатов уделяется особое внимание. Требования ФГОС, как известно, предъявляют конкретные требования к этой системе: она должна фиксировать цели оценочной деятельности, критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов, а также условия и границы применения системы оценки. В своей деятельности мы руководствуется рекомендациями ОС «Школа 2100» [3; 6]. Эти рекомендации предусматривают построение и систематическое заполнение электронных таблиц образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), электронных «Дневников школьника», сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам; электронного ресурса «Новые результаты и их проверка».

В соответствии с указанными рекомендациями и с учетом некоторых особенностей организации учебного процесса в нашей школе созданы и активно используются электронный ресурс «Рейтинг успеваемости учащихся», новая система оценки достижения планируемых результатов обучения реализуется в рамках проекта «WEB-образование» (электронные журналы учета успеваемости и посещения учащихся, дневники и расписания учебных занятий, ведение школьного документооборота и справочников, фиксация достижений учащихся и их оценка, мониторинг различных показателей) и проекта «Телешкола» (выстраивание индивидуальных образовательных проектов для каждого ученика отдельно, предоставления родителям некоторых сведений об учащихся). Широкие возможности осуществления контроля и оценивания работы учащихся предоставляются использованием виртуальной обучающей среды «Moodle».

В содержании методической работы с педагогами активно представлена разработка циклов уроков и воспитательных мероприятий с активным использованием ИКТ как в процессе преподавания, так и в организации учебно-познавательной деятельности школьников. Для создания интерактивной развивающей среды широко применяются мобильный компьютерный класс, проекционное оборудование и оргтехника, интерактивная доска.

Так, на уроке по предмету «Окружающий мир» (2 класс) в разделе «Природный зоны» по теме «Лесное сообщество» в ходе всего урока в педагогически целесообразном сочетании с обычными дидактическими средствами активно используется интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентации, в том числе презентация «Тесты» (6 вариантов). С использованием этого оборудования организуется путешествие в лес со Старичком-Лесовичком, во время которого дети учатся правильно и грамотно общаться с природой, отличать объекты природы от других объектов окружающего мира, устанавливать связи между ними. Учитель объявляет, что ученики будут выполнять различные задания, работая с компьютером, причем результаты выполнения всех заданий будут оцениваться сразу по итогам их выполнения. Особое внимание следует уделить тому, чтобы ученики получили краткие, но конкретные и понятные инструкции по организации всех предстоящих видов деятельности на уроке, в том числе – по организации самоконтроля и самооценки. Урок, таким образом, проводится в интерактивном режиме, в ходе урока организуется активная деятельность детей по усвоению, закреплению изучаемого материала, применению полученных знаний при решении интеллектуальных и практических задач. Весь урок построен на активном общении учителя и учеников по поводу изучаемого учебного материала, на выполнении  заданий различной сложности, организации активного взаимодействия учеников с учителем, друг с другом, с компьютером.

Так, в процессе постановки проблемы ученикам предлагается, заняв места за компьютером, выполнить задания тестового характера (интерактивное электронное задание разработано учителем), а именно, вспомнить научные понятия «природа», «объект природы», выделить признаки «живой» природы, классифицировать объекты природы. Проверка каждого задания заложена в компьютерной (разработанной автором) программе. Итоговое и заключительное обобщение осуществляется при помощи проектора. Ученики должны вспомнить ранее изучавшийся учебный материал, назвать признаки живой природы.

Без актуализации знаний невозможно изучение новой информации, так как она направлена на уточнение и конкретизацию уже имеющихся знаний, закрепление понятий. Использование электронных средств учебного назначения при актуализации знаний сокращает время выполнения задания, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает информационные навыки.

В ходе организации изучения нового материала учитель предлагает детям, используя карты и фотографии, представленные на мониторе компьютера в управляемой презентации, рассмотреть и прокомментировать условные обозначения природных зон, оценить их размеры. В ходе урока ученики выполняют задание по «восстановлению леса», используя компьютер или интерактивную доску, перемещая в площадь леса сюжетные картинки, комментируя свои действия и, при необходимости, оперативно исправляя ошибки. Рассматривая научное понятие «лесное сообщество, учитель открывает электронную энциклопедию на доске, прочитать термин, обсудить состав слова «со-общество», используя сведения из предыдущих заданий. В течение всего урока осуществляется оперативная оценка степени усвоения учебной информации и умений ею пользоваться при работе с новой учебной информацией при решении задач. Использование средств ИКТ позволило выполнять любую проверку быстро и качественно, при этом каждый ученик имел возможность не только оценить уровень своих знаний, но и, обращаясь к электронным материалам и тестовым заданиям, восполнить пробелы в знаниях, когда таковые выявлялись.

Личный педагогический опыт и знакомство с опытом коллег [2; 3; 4] позволяет сделать вывод, что применение в различных сочетаниях разных форм контроля с использованием ИКТ существенно повышает интерес учащихся к предмету, предоставляет им возможность оценить свои знания и умения, проявляющиеся в учебных действиях и действиях товарищей, проверить и обосновать их правильность, найти ошибку, исправить её, следовательно, осознать и освоить разные способы оперирования материалом, его внутреннюю логику. На таких учебных занятиях у учеников формируется ответственность, честность, навыки взаимопомощи и взаимоответственности. В целом в классе устанавливается благоприятный психологический климат и интеллектуальный фон на уроках, создаётся и укрепляется мотивация на качественное освоение учебного материала, добросовестную подготовку к урокам.

 

Литература:

1. Банк данных «Ресурс образования» [Электронный ресурс]. URL: http://mgou.h11.ru (дата обращения 09.08.2014).

2. Вокина Е.З. Методы фиксации и оценивания учебных достижений [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/611472/ (дата обращения 09.08.2014).

3. Денискина Л.Н., Муслимова А.Р. Технология оценивания учебных успехов учащихся как средство развития УУД и реализация оценочной деятельности педагога в рамках ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]. URL http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/01/12/tekhnologiya-otsenivaniya-uchebnykh (дата обращения 08.08.2014).

4. Маслова Н.В. Организация образовательного процесса [Электронный ресурс]. URL: персональный сайт учителя http://maslova-nv.ucoz.ru/index/ organizacija_obrazovatelnogo_processa/0-54 (дата обращения 09.08.2014).

5. Система оценки достижения планируемых результатов [Электронный ресурс]. URL: http://school45-nn.ru  (дата обращения 06.07.2014).

6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) [Электронный ресурс]. URL: http://nachalka1-4.ucoz.ru/index/sistema_ocenki/0-71 (дата обращения 06.07.2014).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ygt (24.03.2015)
Просмотров: 1046 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Цитата дня
Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. Марк Твен
Поиск по сайту
Часы

Copyright MyCorp © 2018